Georgievskaya lenta UP

Аксёнов Константин Филиппович

 

1 axenov
Дата рождения  18 августа 1918
Место рождения  Омск
Дата смерти  7 ноября 1966 
Место смерти 

Новороссийск

Принадлежность  Flag of the Soviet Union.svg СССР
Род войск  авиация
Годы службы  19401946
Звание  Гвардии старший лейтенат
Сражения/войны  Великая Отечественная война
Награды и премии 

Герой Советского Союза

Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Отечественной войны I степениОрден Отечественной войны II степени

Участник Великой Отечественной войны, заместитель командира эскадрильи 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, Герой Советского Союза (27.06.1945), гвардии старший лейтенант.

  

Содержание:

1. Биография

2. Подвиг

3. Награды

4. Память

5. Узнать больше


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

georg line

 

1. Биография

Костя родился 18 августа 1918 года в станице Царицина (Пролетарская, ныне город Пролетарск Ростовской области), в семье потомственного донского казака Филиппа Иольевича (1893 – 1969) и казачки Фиры Яковлевны Аксеновых.

2 ksenovfilippiol evichsjenoy

Жили родители на хуторе в большом доме деда Иолия Аксеновича. Жили зажиточно, держали скотину, лошадей, бахчи. Вели традиционный уклад донских казаков.

3 kazachata41

Отец Кости ко времени рождения сына успел поучаствовать в сражениях Первой Мировой войны, где за геройскую службу был награжден Георгиевским крестом. У Кости был старший брат Володя (1914 г.р.) и младшая сестра Вера (1920 г.р.).

В начале 1930-х годов семью Аксеновых, как и семьи многих крепких казаков раскулачили.

В 1934 году Филиппа Иольевича с Фирой Яковлевной и детьми сослали в Сибирь.

4 GHHO2ZzhB3I

Косте шел тогда шестнадцатый год. По дороге в Омск Фира Яковлевна сильно простыла и, несмотря на то, что по прибытии их приютили добрые люди, вскоре умерла. Филипп Иольевич работал экспедитором на хлебозаводе и часто был в разъездах. Он понимал, что детям нужна мать и вскоре познакомился с Верой Павловной Галкиной, тоже вдовой с тремя детьми, и они создали семью. Дети Веры Павловны - Виктор, Евгений и Аза - были примерно того же возраста, что и дети Филиппа Иольевича.

В 1935 г. Костя Аксенов закончил в Омске семилетнюю школу и пошел работать токарем на Паровозоремонтный завод им. Рудзутака (ПВРЗ) (ныне ОАО «Омсктрансмаш»).

5 muzeu

Как и все молодые люди, после рабочего дня он гулял по вечерам с друзьями и подругами. Но влюбился он в свою сводную сестру, и они с благословения родителей вскоре сыграли свадьбу.

В это же время товарищ по заводу Миша Берников позвал Костю на занятия в омский аэроклуб. Аэроклуб в Омске возник  в 1933 г. на базе летно-планерной школы и дал путевку в небо многим сибирским летчикам.

6 Antonov A 01

Костя сходил один раз, потом другой. К ним присоединился Миша Макаров. С тех пор они стали неразлучными друзьями. Вместе учились, вместе уходили в первый тренировочный полет, вместе встречали прославленного летчика страны Валерия Павловича Чкалова и жадно слушали его увлекательный рассказ о сложной и смелой профессии летчика. Все трое позже стали Героями Советского Союза.

В 1940 году Константин без отрыва от производства закончил обучение в аэроклубе и в апреле этого же года был зачислен в военно-авиационную школу пилотов, которую закончил в 1941 году (ныне Омское летно-техническое училище гражданской авиации им.А. В. Ляпидевского).

7

На снимке: К.Ф. Аксёнов в авиашколе. На обратной стороне надпись: «Маме и папе от сына». Фото предоставлено сыном В.К. Аксёновым.

Война разбросала трех неразлучных друзей. Константина Аксенова командировали в расположение 46-го бомбардировочного авиационного полка 263-й бомбардировочной авиационной дивизии 1-го бомбардировочного авиационного корпуса. С весны до осени 1942 г. полк находился на переформировании и укомплектовании в Забайкалье. В это время Константин прошел обучение пилотированию бомбардировщиком Пе-2.

8

Тактико-технические характеристик Пе-2:

Размеры: размах крыла – 17,6 м., длина – 12,6 м., высота – 3,92 м.

Площадь крыла – 40,5 кв. м.

Масса самолета взлетная – 7 550 кг.

Тип двигателя – 2 М-105, мощность каждого 1100 л.с.

Максимальная скорость – 540 км/ч.

Практическая дальность полета: 1 200 км.

Практический потолок: 8 700 м.

Экипаж – 3 человека.

Вооружение: 2х12,7-мм пулемета УБ, до 4-х 7,62-мм пулеметов ШКАС

Бомбовая нагрузка нормальная – 500 кг, максимальная – 1 000 кг.

Отношение к самолёту среди советских летчиков было двоякое. С одной стороны, Пе-2 был современной для своего времени машиной, с отличными лётными характеристиками, неплохим оборудованием и автоматикой. С другой стороны – самолёт был сложен в пилотировании, особенно при взлёте и посадке. На разбеге самолёт немного разворачивало в сторону, на посадке он частенько «козлил» - отскакивал от взлетно-посадочной полосы.

Пе-2 требовал внимательного пилотирования. Поэтому Константин Аксенов упорно получал новые навыки управления современным боевым бомбардировщиком и осваивал самолет.

8 а pe2 r

В октябре 1942 г. полк перевели ближе к театру военных действий, а в ноябре – на Калининский фронт.

Здесь начались первые боевые вылеты пилота и командира экипажа старшего сержанта Аксенова. Полк перебросили на Волховский, а затем на Северо-Западный фронт.

9 pe2

В феврале 1943 г. К. Аксенов, совершивший более 30 успешных вылетов, получил звание младшего лейтенанта и стал командовать авиазвеном.

10

27 февраля во время бомбардировки Демянского плацдарма противника в районе Старой Руссы самолет К. Ф. Аксёнова был подбит зенитным огнем противника. Загорелся правый мотор самолёта. Несмотря на это Аксёнов на одном двигателе дошел до цели, выполнил боевую задачу, а затем дотянул до линии фронта и посадил почти неуправляемый самолёт на «брюхо» на своей территории.

За это он был награжден Орденом Отечественной войны II степени.

11 Орден Отечественной войны

В ходе боев полк понес большие потери и в марте 1943 г. был переформирован. Младший лейтенант К.Ф. Аксёнов продолжил войну в составе 82-го гвардейского авиаполка 1-ю гвардейской бомбардировочной авиадивизии. Здесь членами его экипажа стали летчики Куимов и Стародубцев.

Полк в это время вел тяжелейшие тренировки по овладению техникой пикирующего полета и «полбинской вертушки». Суть новшества командира 82-го авиаполка Героя Советского Союза полковника И.С. Полбина была незамысловата, но эффективна. Под прикрытием истребителей, бомбардировщики на месте выполнения задания образовывали круг над целью, поодиночно пикировали на нее, поражая бомбами и пулеметным огнем, а затем вновь занимали место в общем строю.

12 Полбин Иван Семенович 2799740 На снимке: Полбин Иван Семенович

В марте-июле 1943 года полк был переведён на Воронежский фронт и вёл налёты на гитлеровские войска с аэродрома вблизи города Россошь (Воронежская область). С июля 1943 года полк воевал на Степном фронте, а затем на 2 и 1 Украинском фронтах. Бомбардировщики 82-го авиаполка участвовали в Курской битве.

13 16 июля 1943 года. Экипаж ПЕ 2 командиром которого был К.Ф.Аксёнов в центре. Фото предоставлено сыном В.К.Аксёновым3

Пикирование в содружестве с «вертушкой» принесло здесь полку славу. Первые же бомбовые удары по врагу с пикирования были отмечены благодарностью генерала Конева И.С. командующего Степным фронтом. Он особо отметил, что пехота ликовала и плакала от радости, увидев наши самолеты пикирующими.

И.С. Полбин организовал ночные полеты и наносил удары по аэродромам противника. Командир корпуса до фанатизма любил свое крылатое мастерство. Именно он лично показал авиаторам как и с чем «едят» пикирование. Сам водил экипажи на первые «вертушки». Смело испытывал капризный Пе-2 в ночном полете, а потом учил других. Однажды сам попробовал одиночную «охоту», затем увлек ею десятки экипажей.

На Курской дуге К.Ф. Аксёнов совершил 31 боевой вылет, нанёс врагу значительный ущерб, за что 31.08.1943 г.был награждён орденом Красного Знамени.

14 1186379587

  В наградном листе были отмечены следующие успешные вылеты Аксёнова:

5.7.1943 г. при выполнении боевого задания, несмотря на сильное сопротивление зенитной артиллерии противника, задание выполнил на отлично, цель сфотографировал и доставил ценные данные для командования.

3.8.1943 г. вылетел на бомбежку скопления танков в лесу западнее Таврово. Первым заходом с пикирования своим бомбовым грузом нанес большой ущерб противнику. Вторым заходом с высоты 700 м обстрелял живую силу противника с передних пулеметов.

15

Выполняя боевое задание по уничтожению мостов на Днепре в районе Днепропетровска и Кременчуга в составе девятки Пе-2, несмотря на плотный огонь зенитной артиллерии и активного противодействия истребителей врага, прямыми попаданиями с пикирования уничтожил до 30 машин с живой силой и техникой, на некоторое время вывел из строя Кремечугский мост, за что получил благодарность командира корпуса.

15 а c8cf 8e7c6b25 orig копия

21 сентября 1943 года группа из 9 самолетов Пе-2 при подходе к цели была атакована 6-ю немецкими истребителями Ме-109, прорвалась и, успешно отражая атаки истребителей, и смело маневрируя в зоне зенитного огня, прямыми попаданиями уничтожила 5 эшелонов с отходящими войсками и техникой противника, разрушила входные и выходные стрелки.

6 октября 1943 года при бомбардировке укреплённого пункта врага Домоткань (тот же район) звено гвардии лейтенанта Аксёнова уничтожило склад горючего и 45 автомашин, в воздушном бою с шестёркой Ме-109 сбило один вражеский самолёт.

16

20 октября 1943 года после возвращения с бомбардировки железнодорожных станций Александрия и Протопоповка (Кировоградская область) группа из 17 бомбардировщиков Пе-2, в которую входил и самолет Аксенова, в сопровождении 14 истребителей под командованием командира корпуса генерала И. С. Полбина обнаружила большую группу бомбардировщиков Ю-87, которые кружились над своим аэродромом, поджидая истребители для сопровождения на задание. Полбин принял решение атаковать и немедленно дал команду нашим истребителям прикрытия блокировать вражеский аэродром, не позволить подняться с него истребителям врага. Потом по связи призвал летчиков: «За мной, в атаку!». Группа пикировщиков, открыв огонь из носовых пулеметов, сходу врезалась в строй Ю-87. От неожиданности фашистские пилоты растерялись, не ожидали такого дерзкого действия советских авиаторов.

17 look.com.ua 74504

В результате воздушного боя было сбито 6 «юнкерсов» противника и 1 подожжен, остальные сбросили бомбы в районе аэродрома своих истребителей и ушли, не выполнив задания. Об этом поистине легендарном случае громко говорили на всем фронте.

За бомбардированный удар и отличные боевые действия командующий фронтом генерал армии Конев объявил благодарность лично И.С. Полбину и всем участникам боя. В этом бою К.Ф. Аксенов проявил себя храбрым воздушным бойцом.

18 экипаж ПЕ 2 На снимке: экипаж пикирующего бомбардировщика ПЕ-2, командиром которого был К.Ф.Аксёнов (в центре). Год и место снимка неизвестны. Фото предоставлено сыном - В.К.Аксёновым.

12 апреля 1944 года Аксенов, выполняя боевую задачу, точно вывел звено на цель и с горизонтального полета разбил переправу и железнодорожный мост через реку Прут в Молдавии. Тем самым было задержано отступление немецких войск и техники и предоставлена возможность нашим наземным войскам уничтожать противника на левом берегу реки. Это был небывалый снайперский удар с горизонтального полета. За отличное выполнение задания К.Ф. Аксёнов был награжден орденом «Отечественная война I степени», ценным подарком - часами, и получил благодарность от командира корпуса.

19 26690 1327381464

18 сентября 1944 года при бомбардировке скопления вражеских войск на станции Прешов (Словакия) звено К. Ф. Аксёнова уничтожило 60 вагонов с живой силой и техникой, 15 автомашин, входные и выходные стрелки, разрушило два заводских здания и 20 жилых домов.

19 а К.Ф.Аксёнов в центре с баяном с группой однополчан. 1944 год. Фото из архива Новороссийского музея заповедника На снимке: К.Ф.Аксёнов (в центре с баяном) с группой однополчан. 1944 год.  Фото из архива Новороссийского музея-заповедника.

В начале 1945 года К.Ф. Аксенов был принят в ряды членов ВКП(б). 

 

georg line

2. Подвиг

26 марта 1945 года при выполнении боевого задания по уничтожению живой силы и техники в населённом пункте Остердорф в Верхней Силезии Аксёнов вывел своё звено точно на цель, произвёл прицельное бомбометание. Но после отхода от цели в центральный бензобак его самолёта попал снаряд зенитной артиллерии. Самолет загорелся. В эти страшные секунды Константин Аксёнов принял решение. Он развернул свой бомбардировщик и в последний раз в огненном пике ударил горящими железом, собой и своими боевыми друзьями во врага.

20 Steichin 57

21 post 28980 0 64894000 1420873858 thumb

В наградном листе К.Ф. Аксёнова на присвоение ему звания Героя Советского Союза (посмертно) читаем:

Гвардии старший лейтенант АКСЕНОВ - один из храбрых, в совершенстве владеющий техникой пилотирования на самолёте Пе-2, отлично выполняющий самые сложные боевые задания командования, со всей большевистской ненавистью бьёт немецко-фашистских захватчиков своими мастерскими бомбовыми ударами с воздуха, прославился как самый лучший снайпер-пикировщик. 15 раз участвовал в воздушных боях с превосходящими силами истребителей противника, из которых всегда выходил победителем. На своём личном счёте имеет 2 сбитых истребителя противника типа МЕ-109 и 3 в групповом бою.

….

За проявленные доблесть, мужество и геройство в боях за Родину, за нанесенный большой ущерб врагу в живой силе и технике, за совершенные 130 успешных боевых вылетов, из них 83 с пикирования и 60 боевых вылетов после последнего награждения, достоин присвоения звания - "ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА" посмертно (27 июня 1945 года) с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6571).

22 1331210313

23 p74 img20141219 09395990

24 orden lenina

25 p74 img20141219 09380186

Но случилось то, что не должно было случиться. Константин Филиппович не погиб. Он, выброшенный взрывом из кабины, единственный остался живым из своего экипажа. Раненого советского летчика нашли гитлеровцы и отправили его в концентрационный лагерь.

Через месяц лагерь был освобождён войсками союзников.

26 osvob

В сентябре 1946 года капитан К.Ф. Аксёнов был уволен в запас и вернулся в Омск. Но здесь его ждали плохие вести. В годы войны жена Аза Ефимовна, дважды получавшая на него похоронки, вышла замуж за другого человека, родив впоследствии двоих детей.

Константин Филиппович уехал из Омска, женился во второй раз на своей боевой подруге – Вере Андреевне, которая служила в интендантской службе батальона аэродромного обслуживания.В 1948 году Кузьмины переехали в городок Ревду к сестре и родителям. В браке у них родились трое детей: Лилия (1946 г.р., родилась в Австрии), Владимир (1950 г.р.) и Любовь (1954 г.р.).

27 Вера и Константин Аксёновы с детьми

На снимке: Вера  и Константин Аксёновы с детьми Лилией и Владимиром. Фото из семейного архива Владимира Константиновича Аксёнова

Константин Филиппович устроился на работу в типографию газеты «Ревдинский рабочий». Скоро за достигнутые успехи в повышении производительности труда, за освоение и внедрение в производство новых технологических процессов и повышение качества продукции он был награжден значком "Отличник социалистического соревнования полиграфической промышленности". 

28 img20141219 09475456

Затем за два рационализаторских предложения и изобретение линотипист Ревдинской типографии Аксёнов К.Ф. получил денежную премию.

29 p74 otskanirovano0911201422 39 000

В 1957 году семья Аксёновых переехала в г. Новороссийск, где он стал работать механиком в типографии.

30 C детьми 1957

На фото: Константин Филиппович и Вера Андреевна Аксёновы с детьми. Фото из семейного архива Владимира Константиновича Аксёнова. 15 марта 1957 года.

 

После сменил профессию и стал слесарем судоремонтного завода. Героя Советского Союза часто приглашали на встречи с трудящимися, молодежью и детьми, где он выступал с воспоминаниями о войне.

31 К.Ф. Аксёнов выступает с воспоминаниями о войне в воинской части предположительно 1962 1964 г.г. Фото из семейного архива В.К. Аксёнова

Жизнь героя оборвалась внезапно. Константин Филиппович Аксёнов трагически погиб 7 ноября 1966 года после праздничной демонстрации.

32 1965godnovorossiyskayagazetamalyiyrazmer

Был похоронен в Новороссийске. В 1983 г. рядом с мужем упокоилась Вера Андреевна Аксенова.

 georg line

3. Награды

Два ордена Ленина (27.06.1945),

Орден Красного Знамени (31.08.1943),

Орден Отечественной войны 1-й (11.09.1944) и 2-й степени (29.07.1943),

Награжден медалями.

 

georg line

4. Память

Имя К.Ф. Аксёнова носит улицы в городах Пролетарске и Омске.

На здании ГПТУ № 2 в Омске установлена мемориальная доска.

33 p74 smmmФотографии предоставлены Еленой Викторовной Шибаловой, руководителем Центра патриотического воспитания «Родина»  Дворца культуры «Железнодорожник» (г. Омск)

 

Мемориальная доска в честь Константина Филипповича Аксёнова к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. была установлена в 2000 г. на улице героя по адресу ул. Аксёнова, 15.

34 Омск

Торжественное мероприятие по чествованию героя провели ученики и учителя СОШ № 126.

Мемориальная доска была установлена и на одном из цехов ОАО "Омсктрансмаш" (бывший паровозоремонтный завод).


35 p74 muzeyfoto Фотографии предоставлены Светланой Николаевной Цегельниковой, руководителем музея ОАО «Омсктрансмаш» (г. Омск)

 

Текст подготовлен по материалам проекта «Колокола памяти» http://memory.cdo-revda.edusite.ru/p74aa1.html

36

На снимке - создатели страницы К.Ф. Аксенова в проекте «Колокола памяти» Анастасия Дрягина и Дарья Светличная у Памятного камня Героям мировых войн (г. Ревда), на котором увековечено имя К.Ф. Аксёнова

 

georg line

5. Узнать больше

Проект «Колокола памяти»: http://memory.cdo-revda.edusite.ru/p74aa1.html

 

Артем Драбкин. Я дрался на Пе-2: Хроники пикирующих бомбардировщиков. http://www.e-reading.club/bookreader.php/1003634/Drabkin_Artem_-_Ya_dralsya_na_Pe-2__Hroniki_pikiruyuschih_bombardirovschikov.html

 

vov

 

Другие материалы в этой категории: « Абрамович Владимир Яковлевич
Яндекс.Метрика