Georgievskaya lenta UP

Берников Михаил Михайлович

 

Рис. 1
Дата рождения  21 октября 1915
Место рождения  Омск
Дата смерти  9 февраля 1963
Место смерти 

г. Запорожье

Принадлежность  Flag of the Soviet Union.svg СССР
Род войск  авиация
Годы службы  19371959
Звание  подполковник
Сражения/войны  Великая Отечественная война
Награды и премии 

Герой Советского Союза

Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Красного Знамени 

Орден Красного Знамени Орден Александра Невского Орден Отечественной войны I степени

Орден Отечественной войны I степени Орден Отечественной войны II степени 

Летчик-штурмовик, участник Великой Отечественной войны, подполковник, Герой Советского Союза.

  

Содержание:

1. Биография

2. Великая Отечественная война

3. В мирное время

4. Память

5. Узнать больше


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

georg line

 

1. Биография

Детство

Миша Берников родился 21 октября 1915 года в Атаманском хуторе (будущий Ленинский округ города Омска), в семье железнодорожного служащего Михаила Яковлевича Берникова и его супруги Татьяны Ивановны. Вместе с Мишей в небольшом саманном доме жили еще 5 братьев: Иван, Дмитрий, Сергей, Борис и Николай.

Рис. 2

Голодной весной 1921 г. отец перевез всю семью в небольшую пригородную деревню Серебряковку. Здесь благодаря подсобному хозяйству семья и выжила. В Серебряковке родились еще трое братьев: Леонид, Александр, Евгений. 

В 1924 г. в возрасте 9 лет Миша поступил в первый класс семилетней железнодорожной школы № 3 станции Омск. В 1929 г. родители вступили в колхоз «Опыт» Серебряковского сельсовета Ульяновского (ныне Омского) района. Мальчик зимой учился, а летом работал в колхозе.Рис. 3

В 1931 г. Миша окончил школу и поступил в Фабрично-заводское училище при Омском паровозо-вагоноремонтном заводе (будущее АО «Омсктрансмаш»). Здесь он был принят в комсомольскую организацию. В 1933 г. по окончании училища устроился работать токарем по металлу на этот же завод.

Рис. 4

Увлечение небом

В 1930-е годы в СССР стремительно развивалась авиация. В стране были созданы тысячи аэроклубов, где обучались сотни тысяч молодых людей.

Рис. 5

Однажды Михаил Берников вместе со своим другом Михаилом Макаровым у проходной завода увидел плакат: «Дать стране полтора миллиона летчиков». Друзья подумали: «А что если попробовать?» И попробовали – записались в аэроклуб. Оба позже стали летчиками, Героями Coветского Союза.

В 1934–1937 гг. Михаил Берников без отрыва от производства обучался в Омском аэроклубе в школе пилотов и школе инструкторов-парашютистов. На самолёте У-2 он совершил 28 учебно-тренировочных полётов, пробыв в небе 540 минут или 9 часов.

Рис. 6

В аттестате выпускника аэроклуба М.М. Берникова (Бердникова) лётчик-инструктор Иван Быков написал:

«Летает культурно, уверенно. Взысканий не имеет. Энергичный, исполнительный. Лётное дело любит. Достоин звания пилота запаса. Может быть использован в разведывательной авиации. Требует дальнейшей обработки».

Рис. 7

Памятной для молодых пилотов стала встреча на омском аэродроме прославленного летчика – Валерия Павловича Чкалова.

Рис. 8

Осенью 1936 г. Михаил перешел на работу токарем по металлу в Путевую часть при железнодорожной станции Омск. Через год, в октябре 1937 года он был призван на действительную воинскую службу в ряды Красной Армии. Первоначальную военную подготовку Михаил проходил в тренировочном отряде 102 авиабригады. Затем был зачислен в Новосибирскую летную школу. После ее окончания в 1940 году в звании младшего лейтенанта был направлен в 205 бомбардировочный полк, где летал на самолетах СБ.

Рис. 9

georg line

      2. Великая Отечественная война

В июне 1941 г. полк, где служил М.М. Берников, дислоцировался в Белоруссии. На аэродроме днем и ночью проводились занятия, тренировки, велись учебные бои. 22 июня в 4 часа утра на аэродроме прозвучал сигнал тревоги. Все летчики быстро заняли свои места в самолетах, ожидая команды на вылет. Однако она так и не поступила. Аэродром, общежитие, службы полка были атакованы с воздуха немецкими пикирующими бомбардировщиками.

Рис. 10

Большая часть самолетов 205 авиаполка, в том числе и машина М. Берникова, была уничтожена. Оставшихся в живых «безлошадных» летчиков эвакуировали в тыл. Здесь Михаила в числе многих других авиаторов направили на обучение полетам на новом самолете – штурмовике ИЛ-2.

Рис. 11

Управление этой машиной требовало тщательной подготовки. По этой причине М.М. Берников только в июне 1942 года оказался на Калининском фронте в составе 451 штурмового авиационного полка 264 штурмовой авиационной дивизии. Здесь в районе города Ржева он и совершил свой первый боевой вылет.

В течение лета М.М. Берников зарекомендовал себя как один из лучших боевых летчиков дивизии и был награждён орденом Красного Знамени.

Рис. 12

Вскоре ему присвоили очередное воинское звание лейтенант и назначили командиром звена в 235 полку 264 штурмовой авиадивизии.

В наградном листе есть такие строки:

«За умелое вождение экипажей на цель, за отличную ориентировку, за холодное спокойствие в минуты самой большой опасности. БЕРНИКОВ пользуется большим авторитетом среди личного состава, особенно у летчиков».

В одном из боев машина, которой управлял Михаил, была сильно повреждена огнем зенитной артиллерии противника. Но он довел искалеченный самолет до аэродрома и успешно посадил его.

Рис. 13

В ноябре 1942 г. М.М. Берникову за успешное командование звеном и личное мужество при выполнении боевых заданий присвоили звание старший лейтенант и назначили командиром звена в 809 полк 264 авиадивизии1.

В начале 1943 г. в войска стали поступать усовершенствованные двухместные штурмовики ИЛ-2, имевшие позади кабины пилота кабину стрелка, вооруженного крупнокалиберным пулемётом УБТ.

Рис. 14

Новый самолет имел две мощные 23-мм пушки, установленные в крыльях, восемь реактивных снарядов РС-82, развивал большую скорость (до 417 км в час) и нёс бомбовую нагрузку от 400 до 600 кг.

В феврале 1943 г. авиадивизия, в которой служил командир эскадрильи М.М. Берников, была снята с фронта для переобучения.  Берников успешно освоил усовершенствованный штурмовик, и очень быстро сработался со своим стрелком. В мае 1943г. он вернулся в 264 авиадивизию.

Рис. 15

В течение лета и осени 1943 г. М.М. Берников в составе своей авиадивизии, обеспечивал с воздуха действия Воронежского фронта. Командир эскадрильи Берников принимал непосредственное участие в Курско-Орловском сражении, а также обеспечивал с воздуха форсирование Днепра и освобождение Киева.

За отличное выполнение боевых заданий в октябре 1943 г. М.М. Берников был награждён орденом Отечественной войны I степени.

Рис. 16 1 степень

Вот строки наградного листа: «…Отличный разведчик, неоднократно привозивший ценные разведданные о противнике. За 12 боевых вылетов лично сбросил на врага 4600 кг бомб, 78 реактивных снарядов, 4900 патронов ШКАС, 1700 снарядов ВЯ, чем уничтожил до 145 человек солдат и офицеров противника, танков – 3, бензозаправок – 2, до 12 ж/д вагонов, 23 автомашины с различными грузами. В бою дерзок, всегда атакует цель по 2-3 захода…». И надо понимать, что воевать Берникову, как и остальным летчикам-штурмовикам, приходилось под постоянным огнем зенитной артиллерии и истребительной авиации противника. Потери среди экипажей ИЛ-2 составляли порой до 50% от числа отправившихся на боевой вылет.

2 ноября 1943 года в воздушном бою над Киевом самолет М.М. Берникова был сильно поврежден немецкими истребителями.

Рис. 17

Пламя проникло в кабину. Нечем было дышать. Михаил Михайлович получил серьёзные ожоги лица и рук, но довел самолёт до своего аэродрома, и посадил его. Полтора месяца он находился на лечении в госпитале. Долгое время из-за ожогов он не мог открыть глаза.

7 ноября 1943г. в освобожденном Киеве командир 809 штурмового авиаполка подполковник Москвин представил М.М. Берникова к присвоению звания Героя Советского Союза. В тот же день это представление было направлено в штаб дивизии, а затем, соответственно, в штаб корпуса, армии и фронта. Однако М.М. Берников не получил в 1943 году свою заслуженную награду. В конце декабря он был выписан из госпиталя и вернулся в свою эскадрилью. Битва за советскую Украину продолжалась.

В первых числах февраля 1944 г. М.М. Берников был ведущим группы из 6 штурмовиков. Его ИЛы шли на уничтожение скоплений немецких танков в районе города Корсунь-Шевченковский. За последние сутки это был пятый боевой вылет майора М.М. Берникова. Вдруг с командного пункта штаба авиакорпуса было передано, что на вражеском аэродроме произвела посадку большая группа самолетов с вероятной целью эвакуировать по воздуху старший командный состав окруженной 100-тысячной немецкой группировки. Берников получил приказ найти вражеский аэродром и уничтожить вражеские самолеты.

Михаил Михайлович стремительно изменил курс полета своей группы, точно вывел ее к аэродрому врага, и решительно повёл в атаку на наземную цель. По два захода сделал каждый ИЛ-2, уничтожая вражеские самолеты и технику бомбовыми ударами и пулеметно-пушечным огнем. Всего было уничтожено 6 и повреждено 5 немецких военно-транспортных самолетов Ю-52.

Рис. 18

Замысел немецкого командования по эвакуации генералитета окруженной группировки был сорван. Группа Берникова без потерь вернулась на свой аэродром.

За этот штурмовой удар всем летчикам и стрелкам группы была объявлена благодарность. Командир группы майор М.М. Берников был во второй раз награжден орденом Красного Знамени.

Рис. 19

Весной 1944 г. 264 штурмовая авиадивизия перешла в распоряжение командования войск Второго Украинского фронта. В составе военно-воздушных сил этого фронта майор М.М. Берников освобождал Западную Украину, громил фашистов на территории Венгрии. Отличился в боях за Будапешт как мастер бомбовых и штурмовых ударов, нанося противнику большие потери в технике и живой силе.

Рис. 20

Войну майор Михаил Берников закончил в Чехословакии.

Рис. 21

За время войны он совершил 103 боевых вылета и лично уничтожил 13 самолетов, 26 танков, 87 автомашин, 18 орудий, 9 складов и более 500 солдат и офицеров противника.

В 1944-1945 гг. за отличное командование эскадрильей, личный вклад в уничтожение живой силы и техники противника М.М. Берников был награждён орденами Богдана Хмельницкого III степени, Александра Невского и третий раз орденом Красного Знамени.

Рис. 22

Победу 29-летний Михаил Берников встретил близ чешской столицы Праги. Здесь случилось еще одно важное событие в жизни Михаил Михайловича. В штабе 809 штурмового авиаполка был зарегистрирован его брак со скромной трудолюбивой заправщицей самолётов 22-летней Анной Афанасьевной Незимаевой. Они познакомились ещё летом 1943 г., на аэродроме и через всю войну пронесли свою любовь. 

 georg line

 

3. В мирное время.

После окончания войны майор М.М. Берников продолжил службу в военной авиации. 15 мая 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали Золотая Звезда  и ордена Ленина.

Рис. 23 Рис. 24Рис. 25

Летом 1946 г. 264 штурмовая авиадивизия была перебазирована из Чехословакии в Одесский военный округ, и вскоре расформирована. Майор М.М. Берников был направлен на краткосрочные курсы переподготовки лётчиков, которым предстояло пилотировать самолёты Пе-2.

Рис. 26

В январе 1947 г. он был назначен заместителем командира эскадрильи 96 гвардейского бомбардировочного авиационного Сталинградского полка, укомплектованного самолётами Пе-2. В течение года М.М. Берников в совершенстве овладел навыками управления новым для него самолетом. Затем прошел курсы усовершенствования офицерского состава ВВС, и был назначен на должность командира штурмовой авиационной эскадрильи. В этой должности служил более 10 лет. Службу проходил в украинском городе Запорожье. В 1949 г. Михаил Михайлович получил здесь квартиру, вызвал из Сибири супругу с 4-х-летней дочерью и с тех пор уже не разлучался с ними.

В 1955 г. М.М. Берникову было присвоено очередное звание подполковник. В январе 1959 году в возрасте 44 года он был демобилизован из рядов Советской Армии в звании подполковника запаса. 

 

После неба

Михаил Михайлович остался жить вместе с семьёй в г. Запорожье, работал на ордена Ленина заводе «Запорожсталь» имени Серго Орджоникидзе.

Рис. 27Рис. 28

Здесь он занимал скромную должность старшего бригадира на складе рулонов цеха гнутых профилей. Сложно представить, как должен был себя чувствовать героический командир штурмовой эскадрильи, оказавшийся в возрасте 44 лет работником склада. Именно, с этого времени у М.М. Берникова начинаются проблемы с сердцем. Нельзя сказать, чтобы он сдался, смирился со своей судьбой, не предвещавшей больше ничего особенного. Михаил Михайлович учился на курсах повышения квалификации мастеров, занимался общественной деятельностью. Он избирался депутатом местного Совета депутатов трудящихся, членом партийного бюро цеха.

Из партийной характеристики:

«…За время своей работы с января 1959 года до февраля 1963 года Михаил Михайлович Берников показал себя трудолюбивым работником. Для повышения квалификации он учился на курсах мастеров. Деловитость, скромность, умение руководить людьми и работать в коллективе — основные качества, которыми обладает Михаил Михайлович Берников. Принимает активное участие в общественной жизни. Член партийного бюро цеха, депутат Орджоникидзевского райсовета, выступает с докладами и лекциями перед трудящимися…»

 

В начале 1960-х гг. имя и слово героя-штурмовика были авторитетными на Украине – и для начинающих пилотов, и для опытных тружеников неба. Живой отклик в сердце ветерана находили развитие ДОСААФ и спорта, деятельность пионерии и комсомола. Время от времени Михаил Михайлович отправлялся в дорогу – в Омск, давший ему путевку в небо. А по возвращении на Украину – опять занимался активной общественной работой. Он встречался с рабочими, студентами и школьниками. Принимал участие в мероприятиях Общества дружбы с зарубежными организациями, Советского Комитета защиты мира и других.

9 февраля 1963 г. Михаил Михайлович скоропостижно скончался на 48 году жизни1.  

Сергей Михайлович Берников так рассказывал о последнем периоде жизни своего брата: «Он был скромным, никогда не выпячивал себя. Даже умер тихо, незаметно. Вечером с дочерью занимался по немецкому языку, а потом уснул и больше не проснулся…»

Всё же бывший военный лётчик несколько выделялся среди товарищей по работе на заводе. Среднего роста, плечистый, всегда с добродушной улыбкой он располагал к себе окружающих. Михаил Михайлович покорял коллег железной логикой мысли спокойствием, присущим ему в самых сложных ситуациях.

 

georg line

4. Память

М.М. Берников был похоронен на Первомайском кладбище в городе Запорожье Запорожской области Украины.

Рис. 29 Надгробье на кладбище

Имя героя упомянуто на Аллее героев в г. Корсунь-Шевченковском Черкасской области Украины.

Рис. 29 а Аллея героев в г. Корсунь

Именем М.М. Бер(д)никова названа улица в Октябрьском округе города Омска, улица в селе Калинино Омского района Омской области.

Памятная доска расположена на стене одного из цехов АО «Омсктрансмаш».

Рис. 30

История жизни и подвига М.М. Берникова отражена в экспозиции музея истории АО «Омсктрансмаш».

Рис. 31

В Омске на здании Профессионального училища № 2 (бывшего Фабрично-заводского училища), расположенного по адресу ул. 4-я Марьяновская, 4а, установлена мемориальная доска со следующим текстом: «Выпускники училища, Герои Советского Союза, Аксенов К.Ф., Бенеш Н.А., Берников М.М., Голоскоков А.Н., Макаров М.А. Полный кавалер Ордена Славы Силин В.А.».

Рис. 32

Памятная доска в 1976 г. была установлена на школе № 87 г. Омска (ул. Добролюбова, 17).

В 2005 году мемориальная доска Бердникову Михаилу Михайловичу была установлена в Омске на ул. 20 лет РККА, 272, на здании жилого дома.

Имя Героя носили пионерские дружины Омска, существовали уголки славы в пионерских комнатах в память о нем.

В советское время в музее боевой и трудовой славы завода «Запорожсталь» работала экспозиция, посвященная Михаилу Берникову.

 

georg line

5. Узнать больше

При написании биографии были задействованы материалы, хранящиеся в Музее истории АО «Омсктрансмаш», а также сведения находящиеся в открытых Интернет-источниках:

http://www.omsk-kprf.ru/biblioteka/krasnyj-put/19858-komesk-mikhail-bernikov

vov

 

Яндекс.Метрика