![]() |
|
Дата рождения | 20 января1917 |
Место рождения | Омск |
Дата смерти | 27 ноября 2002 (85 лет) |
Место смерти | |
Принадлежность | ![]() |
Род войск | авиация |
Годы службы | 1940—1946 |
Звание | ![]() |
Сражения/войны | Великая Отечественная война |
Награды и премии |
Капитан Советской армии, участник Великой Отечественной войны, командир звена 828-го Свирского ордена Суворова штурмового авиационного полка 260-й Свирской Краснознамённой ордена Суворова штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза (1945).
Содержание:
Родился Миша Макаров в Омске в семье рабочего холодным 20 января 1917 года, накануне таких событий, каких еще не видела история его страны. Побыл он и жителем «третьей столицы», объявленной в Омске Верховным правителем России Александром Васильевичем Колчаком. Советская власть дала мальчику мечту и возможность ее осуществить. После окончания семилетней школы в 1933 году Михаил окончил школу фабрично-заводского ученичества при омском паровозо-вагоноремонтном заводе и работал котельщиком в сборочном цехе. Здесь без отрыва от производства он учился в заводском планерном кружке. Весной 1934 года М. Макаров вступил в комсомол, а осенью был принят в Омский аэроклуб Осоавиахима.
Здесь на самолетах По-2
и УТИ-1 Михаил познавал первые азы искусства лётчика. В 1935 году способный юноша закончил пилотское отделение, в 1936 году — инструкторское. Михаил оставил завод и перешел на постоянную работу в аэроклуб летчиком-инструктором.
В апреле 1940 года Михаил Макаров был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Там способного лётчика сразу направили в Ульяновскую военную авиационную школу лётчиков, которую он закончил уже в военном июне 1941 года. Однако командование не отправило Михаила на фронт, а оставило работать летчиком-инструктором, который готовил для фронта новых «орлят». Он был направлен на должность лётчика-инструктора в Воронежскую военную авиационную школу лётчиков.
В августе 1942 года, в момент самого отчаянного состояния дел СССР в борьбе против фашистской Германии, М.А. Макаров в составе 828 штурмового авиаполка был направлен на Карельский фронт, где от реки Свирь на своих штурмовиках «ИЛ-2»
он начал боевой поход до Норвегии. В первом же бою Михаил точным бомбометанием уничтожил фашистскую артиллерийскую батарею и подорвал склады с боеприпасами.
В то время небо еще было во власти авиационных подразделений Германии. Поэтому нередко прямо над советским фронтовым аэродромом разыгрывались ожесточенные воздушные бои. Уже через несколько дней Макарова трудно было отличить от бывалых воинов. Все задания он выполнял быстро, уверенно, умело.
Освобождал от немецко-фашистских захватчиков Советское Заполярье.
С осени 1944 года и до конца войны сражался на 2-м Белорусском фронте. Член КПСС с 1944 года. Воевал всю войну в составе 828-го штурмового авиационного полка на Карельском фронте, а с декабря 1944 года до конца войны - на 2-м Белорусском фронте.
Участвовал в Свирско-Петрозаводской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской, Берлинской наступательных операциях.
В мемуарах лётчиков есть добрые слова про крылатого омича: «Такой в бою не оплошает. И будучи рядовым пилотом, и командиром звена, он много раз в тяжелых боях проявлял стойкость, самоотверженность и умение. Однажды на рассвете штурмовики один за другим поднялись с аэродрома и взяли курс к линии фронта. Сверху хорошо были видны фашистские танки, передвигавшиеся к нашей передовой. Необходимо было сорвать атаку гитлеровцев. Развернувшись, самолеты начали пикировать на танки. Вниз полетели десятки авиабомб. Выбрав цель, Михаил Макаров обрушил на нее весь запас бомб. Подбитый танк задымил, но затем, свернув в сторону, стал уходить. Макаров, сделав еще один заход, с бреющего полета почти в упор выстрелил в танк, который навсегда остался на месте. Не обращая внимания на зенитные установки врага,
он пошел на бреющем полете вдоль шоссе и расстреливал фашистские колонны. Но вдруг немецкий снаряд угодил в радиатор. Передав командование звеном заместителю, Михаил Афанасьевич пошел на посадку. Несколько минут кружил над лесом, выбирая место. Сильно ударившись о землю, самолет остановился.
Какое-то мгновение ничего не мог понять. Рев моторов над головой вывел Макарова из шокового состояния. Над ним кружили товарищи, указывая путь из леса.
Оставив самолет, Михаил Макаров и стрелок-радист Кобяков пошли на восток. Вот до них донесся разноголосый гул. Это двигались по шоссе норвежцы — местные жители, прятавшиеся от немцев. Они спешили в родные места. Увидев советских летчиков, люди остановились и с любопытством рассматривали их. Потом поняв, кто это, окружили плотным кольцом и стали приветствовать. Вскоре летчики были у своих.
Много успешных боевых вылетов совершил в годы Великой Отечественной войны Михаил Афанасьевич Макаров. Но если спросить, какой из всех вылетов он считает для себя наиболее памятным, он непременно назовет штурм вражеского аэродрома в районе Тунгозера.
В апреле 1944 года эскадрилья скрытно подошла к немецкому аэродрому и обрушила свой удар на врага. Шесть самолетов противника и большое количество обслуживающей техники было сожжено. Возвращаясь с задания, штурмовики Макарова подверглись атаке группы истребителей противника. Несмотря на численное превосходство гитлеровцев, эскадрилья успешно провела бой, во время которого сбила три немецких истребителя, один гитлеровский самолет был уничтожен Макаровым.
На одном из участков фронта продвижению наших войск сильно мешала вражеская артиллерия. Гитлеровцы, защищая позиции, сосредоточили там большое количество зенитных орудий. В первую очередь надо было заставить замолчать немецкие зенитки. Наше командование поручило это дело летчикам. На малой высоте Макаров и его товарищи вышли на заданную цель, обрушили на вражеские артиллерийские позиции мощь своего огня. Артиллерия противника замолчала. Зенитные установки немцев были атакованы вторым звеном группы Макарова. Наши наземные части после этого пошли в наступление и выбили противника с занятого рубежа, закрепились на нем.
В конце войны, в апреле 1945 года лейтенант Михаил Макаров командовал звеном 828-го штурмового авиаполка 260-й штурмовой авиадивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта. К тому времени он совершил 116 боевых вылетов на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, нанеся ему большие потери: 36 автомашин, 56 повозок с военными грузами, 29 орудий полевой артиллерии, 8 складов с боеприпасами и горючим, 28 служебных и жилых зданий, 4 паровоза, 7 танков, 7 самолетов и один сбит в воздушном бою и много другой техники и живой силы противника. Умелыми действиями в сочетании с личным героизмом Михаил Афанасьевич Макаров нанёс значительный урон врагу.
До 1943 года с учётом высокого риска применения Ил-2, звание Героя Советского Союза присваивалось летчикам штурмовикам за 30 боевых вылетов. После 1943 года этот ценз увеличили до 80.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» лейтенант Михаил Макаров был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 7954.
Высокое летное мастерство Михаила Антоновича Макарова помогло ему бить врага на протяжении всей Великой Отечественной войны. Примеров такой профессиональной работы в штурмовой авиации было немного, поскольку выживаемость в этом виде советских авиационных сил была ниже, чем в бомбардировочной и истребительной. Причина этого — тактика применения штурмовиков. «Ил-2» большую часть времени работали на небольших высотах непосредственно над линией фронта, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии. По данным анализа боевой работы штурмовых подразделений 3-й воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шяуляйской операциях боевые повреждения регистрировались в 50 % самолёто-вылетов. То есть каждый второй самолет в ходе выполнения боевой задачи получал те или иные повреждения.
В 1946 году в звании капитана Макаров был уволен в запас.
Вернувшись после войны в родной Омск, свой первый гражданский рейс Аэрофлота в северные районы области по маршруту «Омск — Тара — Усть-Ишим» Михаил Афанасьевич совершил с чувством большой радости и восторга. Отпала необходимость настороженно всматриваться в небо и землю, не надо было напрягать каждый мускул, в любое мгновенье, ожидая нападения врага. Позже М.А. Макаров работал в Новосибирском авиационном отряде Западно-Сибирского управления гражданской авиации, командовал отрядом пассажирских самолётов Ли-2, был пилотом-инструктором отряда самолётов Ил-12, командиром эскадрильи самолётов Ил-12 и Ил-14, старшим пилотом-инструктором на Ту-104. Имел общий налёт свыше 18000 часов. В 1975 году по возрасту покинул лётную работу и был назначен начальником штаба гражданской обороны Новосибирского аэропорта.
Жил в Новосибирске. Скончался 27 ноября 2002 года. Похоронен на Заельцовском кладбище в Новосибирске.
Звание "Герой Советского Союза". Медаль "Золотая Звезда". (18.08.1945)
Орден Ленина (18.08.1945)
Два ордена Боевого Красного Знамени (12.07.1944, 26.10.1944)
Орден Александра Невского (23.02.1945)
Орден Отечественной войны II степени (4.06.1944)
Орден Отечественной войны I степени (25.05.1945)
«Знак Почета»
Орден «Октябрьской революции»
Орден Отечественной войны I степени (11.03.1985)
Награжден медалями.
Мемориальные доски в честь М.А. Макарова установлены на здании профессионально-технического училища № 2 в Омске и на доме, в котором он жил, в городе Новосибирске.
- Краткое интервью с М.А. Макаровым (с портала «Я помню») http://old.iremember.ru/letchiki-shturmoviki/makarov-mikhail-afanasevich.html
- Виталий Росляков «Не числом, а умением!», или Отповедь воронью http://www.rusfact.ru/node/3634