"РЕКВИЕМ КАРАВАНУ БД-5"
С 1934 по 1944 год территории Обского Севера находились в составе Омской области.
08.08.1944 г. из г. Молотовска (ныне Северодвинск) вышел небольшой конвой «Белое море – Диксон № 5» («БД-5»). Основное судно – большой транспортный пароход «Марина Раскова» (водоизмещение 9083 т). На его борту находились 417 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. В числе пассажиров было военнослужащие Беломорской Военной флотилии и гражданские специалисты, работающих в системе Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Команда парохода «Марина Раскова» состояла из 51 человека, кроме того, на судне была небольшая военная команда из помощника капитана и пяти краснофлотцев (сигнальщики и зенитчики). На грузовом пароходе было размещено более 6000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской военно-морской базы, «Нордвикстроя» и полярных станций ГУСМП. Капитаном «Марины Расковой» был опытный полярник В.А. Демидов. Транспорт сопровождали три тральщика 6-го дивизиона тральщиков Бригады траления Охраны водного района Главной базы Северного флота американской постройки – ТЩ-114 (командир – капитан-лейтенант И.О. Панасюк), ТЩ-116 (командир – капитан-лейтенант В.А. Бабанов) и ТЩ-118 (командир – капитан-лейтенант С.М. Купцов). В публикациях используется аббревиатура серии тральщиков «АМ», «Т» и «ТЩ». Конвоем командовал командир БТ капитан 1 ранга А.З. Шмелев.
12.08.1944 г. конвой БД-5 обнаружила и в 19.57 же атаковала немецкая субмарина U-365 (командир капитан-лейтенант Х. Ведемейер), применив новые гидроакустические торпеды. В точке с координатами 73°22'N – 66°35'E (по другим данным – 73°20'N – 67°10'E или 73°18´N – 67°00´E) торпедирован транспорт «Марина Раскова». Благодаря умелым действиям команды парохода «Марина Раскова» в борьбе за живучесть судна, течь и угол крена транспорта удалось стабилизировать. Исходя из полученной информации, капитан 1 ранга А.З. Шмелев решил, что пароход «Марина Раскова» попал на минное поле.
В результате последовавшего сражения, в Карском море, в 60 милях от острова Белый, были потоплены советский транспорт «Марина Раскова» и два военных тральщика «ТЩ-118» и «ТЩ-114».
Командой тральщика ТЩ-116 было подобрано по одним данным – 186 человек, по другим – 178 или 145. После ухода ТЩ-116 в море осталось по разным оценкам от 120 до 180 человек. Трагедия унесла 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 752 участников конвоя. Погибли дети и большинство женщин. Судьба 51 человека неизвестна.
Эти события являются самой трагической страницей внутренних арктических конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике.
13 августа 1944 г. командир «ТЩ-116», единственного судна, оставшегося на плаву после атаки немецкой подводной лодки, и спасший жизни сотни советских людей, капитан В.А. Бабанов предстал перед судом специальной комиссии Северного флота, поскольку по Уставу он должен был не эвакуировать людей на материк, а атаковать подводную лодку противника. После разбирательства В.А. Бабанов вышел в Карское нашел и потопил подводную лодку противника.
14 августа 1944 года была образована Тюменская область, которое были переданы все северные территории бывшей Омской области.
14.08.1944 г. началась поисково-спасательная операция силами Северного флота и Главного Управления Северного морского пути. В ней приняли участие лётчики Карской ВМБ на гидросамолётах типа «Каталина». Силами авиации было спасено 71 (69) человек. При спасении людей, обнаруженных в море и находившихся в шлюпках, экипажи самолётов проявили смелость, отвагу и самоотверженность. Совершил подвиг экипаж гидросамолёта под командованием М. И. Козлова.
В сложных погодных условиях 23 августа 1944 года ему удалось спасти 14 человек, находившихся в баркасе, на котором 10 дней назад было около 90 человек.
В конце августа 1944 у мыса Рагозина на о. Белом найден кунгас (небольшое судно) с телами умерших людей, останки которых преданы земле.
03 сентября 1944 года поиски были прекращены.
В 1947 году силами работников полярной станции на острове Белый было произведено их перезахоронение.
Архивные материалы о конвое БД-5 были рассекречены 10 лет назад. В городе Салехарде предприниматель Сергей Шулинин начал работы по поиску сведений о конвое.
С 2008 года по настоящее время проводится международная поисковая операция «Конвой БД-5» по розыску участников конвоя или их родственников. Среди живых – 5 участников конвоя БД-5. Проведена научно-архивная работа по сбору информации об истории конвоя, получены новые данные, составлен список участников конвоя, собраны воспоминания, фотоколлекция, публикации, книги о конвое, установлены контакты с родственниками более 130 очевидцев трагедии. В городах Салехарде и Воронеже установлены мемориальные доски в память о погибших.
Был снят документальный фильм «Внутренний конвой», проведены поисковые работы в архивах, найдены живые участники этих событий. Информация о конвое есть в Википедии
К началу XXI века местонахождение захоронения погибших участников конвоя БД-5 на острове Белый было забыто.
В память о трагедии с конвоем БД-5 в 2009 году была проведена Всероссийская экспедиция памяти «Карская экспедиция-2009». При поддержке губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неёлова на острове Белый был воздвигнут памятный монумент участникам арктических конвоев 1941-1945 гг.
В 2013 г. была сформирована экспедиции на остров Белый. Она нашла кунгас.
В 2014 г. губернатор Ямало-Ненецкого АО подписал постановление о проведении экспедиции на остров Белый в 2015 г. В этот же год «Карская экспедиция – 2014» обнаружила на дне моря суда конвоя БД-5.
В начале 2015 г. в Салехарде была сформирована всероссийская экспедиционная группа (10 человек) из специалистов археологов, криминалистов, профессиональных поисковиков, которая с 14 июля по 15 августа этого года проведет работы на острове Белый.